Язэп Нарцизович Дроздович (13 октября 1888 - 15 сентября 1954) - белорусский художник (живописец и график), учитель, археолог, писатель, этнограф, фольклорист и любитель теоретической астрономии.
Язэп Дроздович родился 13 октября 1888 года на хуторе Пуньки (ныне Глубокский район Витебской области) в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Детство художника прошло в окрестностях Голубицкой пущи. Семья Язэпа, в которой кроме него было пятеро детей, рано потеряла отца и была вынуждена сменить немало мест жительства, арендуя чужую землю. Учебу Язэп начал в Дисенской гимназии, а в 1906 году переехал в Вильнюс, где поступил в художественную школу профессора живописи Ивана Трутнева. Там в течение четырех лет осваивал азы искусства и проходил курс академического рисования.
Творческое становление Язэпа Дроздовича происходило под большим влиянием белорусского национального возрождения. В это время Дроздович делает первые шаги в искусстве: создает серию графических работ с пейзажами родной Дисенщины, украшает обложку «Первого белорусского календаря на 1910 год», изданного «Нашей Нивой».
В 1910 году Язэп Дроздович был призван в армию России. После двух лет службы в Саратове он окончил курсы фельдшеров и начал работать в амбулатории. Первую мировую войну Дроздович встретил в действующей армии, при запасном батальоне. Тяжелые условия труда (приходилось отпускать по пятьсот пациентов в день) привели к тому, что художник заболел брюшным тифом и на два месяца попал в госпиталь. После семимесячного отдыха с поездкой на родину, Дроздович возвращается в армию.
После Революции
В 1917 году, после семи лет службы, Язэп Дроздович возвращается домой. Он с оптимизмом приветствовал Первый Всебелорусский конгресс. В письме к Антону Гриневичу Дроздович поделился замыслом об организации академии искусств. На своей малой родине художник создал народную библиотеку, любительский театр.
В 1919 году, после создания БССР, Дроздович приехал в Минск. В это время он стал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе, работал иллюстратором в литературных издательствах и художником-декоратором в Обществе белорусского искусства и Белорусском государственном театре, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка». В Минске Дроздович создал серию уникальных изображений исторических районов города - Замчища, Верхнего Города, Татарского предместья. Исследовал русло Немиги, проводил раскопки в Заславле, Свири.
1920-е годы
После подписания в 1920 году Рижского договора, согласно которому Западная Беларусь оказалась в границах Польши, Язэп Дроздович покинул Советскую Беларусь и вернулся на родную Дисенщину. Несмотря на препятствия польских властей, он начинает культурно-просветительскую деятельность. В 1921 году Дроздович организовал в деревне Столица белорусскую школу, которая просуществовала только три месяца и была закрыта польской администрацией.
В это же время Язэп Дроздович обращается к литературному творчеству. Берется за написание исторического романа о временах Полоцкого княжества «Гарадольская Пуща», который украшает собственными иллюстрациями. В 1923 году была издана и положительно встречена белорусской общественностью повесть Язэпа Дроздовича «Большая шишка».
древних городищ, 1930-47
Язэп Дроздович сотрудничал с Вильнюсским белорусским музеем имени Ивана Луцкевича. Ради пополнения экспозиции музея он занимался раскопками городищ, собирал фольклор, создавал многочисленные зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, типажей крестьян. С этой целью в 1926 году Дроздович отправился в научно-творческую экспедицию на Пинщину, а в последующие годы посетил Тракай, Вильнюс, Медники, Крево, Гольшаны, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир. В результате этих путешествий, которые охватили почти всю Западную Беларусь, появились вместительные альбомы графики, которые являются неповторимым явлением в белорусском искусстве.
Во второй половине 1920-х Язэп Дроздович преподавал рисование в Глубокской школе, Новогрудской и Радошковичской белорусских гимназиях. С 1926 года Дроздович работал в Виленской белорусской гимназии, при которой создал художественную студию-мастерскую. При студии Язэп Дроздович сплачивал молодых белорусских художников, среди которых были Василий Сидорович, Николай Василевский, Роман Семашкевич.
Дроздович установил тесные связи с Институтом белорусской культуры в Минске (с 1929 года - Академия Наук), присылал зарисовки и обмеры деревянной архитектуры и предметов крестьянского быта. За художественные и научные работы неоднократно награждался премиями Академии Наук. Сотрудничал с сатирическим журналом «Молния», Обществом белорусской школы (ТБШ).
В начале 1930-х Дроздович непродолжительное время работает в Белостоке по приглашению ТБШ: оформляет спектакли на любительской сцене общества, участвует в работе кооперативного издательства «Посев».
Отличительной чертой Язэпа Дроздовича было его одержимое увлечение космосом. В 1931 году Дроздович издал в Вильно первую на белорусском языке книгу по астрономии «Небесные орбиты", в которой изложил ряд своих теорий, в частности, о происхождении планет Солнечной системы и вращении Земли. Издание украсили собственные рисунки автора. В 1931-1933 годах Дроздович продолжил тему космоса тремя сериями графических изображений и живописных полотен «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне».
Дисенский период
В 1933 году Дроздович возвращается на Дисенщину к брату Константину. Здесь, на малой родине, художник создал большое количество графических и живописных произведений. Язэп Дроздович продолжил сотрудничество с Белорусским музеем имени Ивана Луцкевича, отправляя туда зарисовки замчищ, городищ, крестьянской архитектуры и быта. Вместе с Михаилом Мошаром и Иваном Пачопкой Дроздович создал культурную среду в Летниках и Германовичах. Ежегодно летом художник отправлялся в путешествия по краю, во время которых изготавливал для сельчан многие рисованные ковры и портреты.
После присоединения в 1939 году Западной Беларуси к БССР Язэп Дроздович учился на кратковременных учительских курсах и работал учителем в Глубоком и Лужках. Из-за недостачи учителей ему приходилось преподавать все предметы, включая астрономию, рисование и историю. Педагогическая деятельность Дроздовича прервалась в 1941 году с началом Великой Отечественной войны. Тем не менее, во время оккупации Дроздович продолжил творческую деятельность и создал ряд художественных полотен.
После окончания войны из-за проблем со здоровьем Язэп Дроздович мало работал. Основным источником заработка художника были рисованные ковры для крестьян. Изредка писал пейзажи, портреты. Чиновники от идеологии и культуры относились к творчеству Язэпа Дроздовича как к недостойному внимания. Примером тому служит уникальная роспись столовой в Лужках, которая была закрашена по приказу полоцкого чиновника. Дроздович не был принят в Союз художников Беларуси.
Художник трагически умер. Потерявшего сознание «дядю Язэпа» нашли на дороге крестьяне. Его отвезли в Подсвильскую больницу, где через некоторое время он умер. Похоронен Язэп Дроздович в деревне Липляны Глубокского района. На могиле стоит стела с барельефом художника, которую выполнил скульптор Алесь Шатерник.